Иммунологические аспекты ринологии

По результатам эпидемиологических исследований, уровень заболеваемости аллергическим ринитом как сезонным, так и круглогодичным во многих странах непрерывно возрастает и на настоящий момент частота встречаемости наиболее распространеного сезонного аллергического ринита на 1000 населения составляет от 11 случаев в Нидерландах, 20 в Англии до 86 в Австралии [Lund V.J., 1996], среди которых до 75% заболевших проживают в сильно урбанизированной местности [Pedersen P.A., Weeke E.R., 1981]. Несмотря на то, что аллергический ринит не относится к группе заболеваний, представляющих непосредственную угрозу для жизни, в основе его патогенеза лежат нарушения функционирования системы иммунитета, хронизация которых ведет к формированию устойчивого иммунодефицитного состояния и расширению спектра аллергенов, вызывающих проявления гиперчувствительности. Кроме того, клинические проявления аллергического ринита оказывают значительное влияние на физическое состояние пациентов, в связи с чем на первый план выходит проблема его эффективного индивидуального менеджмента, в понятие которого входят клинико — эпидемиологический анамнез и современная лабораторная диагностика, позволяющие установить патогенетические механизмы выявленных клинических симптомов для назначения адекватной быстродействующей терапии и определить причинно — значимый аллерген для элиминации его из сферы контакта пациента [Lund V.J., 1996, Пыцкий В.И. с соавт., 1999].

Целью настоящей работы является сравнительная оценка особенностей системы общего и специфического иммунитета детей с ринитом аллергического и неаллергического генеза для уточнения патогенетического механизма выявленных клинических симптомов.

Проводили полное иммунологическое обследование детей в возрасте 3 — 15 лет с направительными диагнозами аллергический ринит (группа 1, 13 человек) и вазомоторный ринит (группа 2, 14 человек), включающее определение уровней экспрессии антигенов лимфоцитов CD3, CD8, CD4, CD20, CD16, HLADR с использованием МКАТ серии ИКО («БиоМедСпектр», Москва) и проточного лазерного цитофлюориметра EPICS XL («Coulter», USA) по отработанным ранее рабочим параметрам [Васнева Ж.П., Торопова Н.Е., 1995], уровней иммуноглобулинов (Ig) А, М, G [Manchini, G., et al., 1965]. Исследование состояния неспецифической системы резистентности организма оценивали по показателям уровней фагоцитарной активности нейтрофилов (ФП) [Маянский А.Н., Маянский Д.Н., 1983], лизосомально — катионных белков в лейкоцитах, НСТ — теста. Активность системы комплемента определяли методом гемолитического титрования. Оценку состояния специфического иммунитета проводили путем определения в сыворотке крови IgEобщего с использованием ИФТС («Диаплюс», Москва) и аллергенспецифических sIgE — антител к 56 аллергенам (20 пищевым: куриного яйца, желтка и белка куриного яйца, молока, говядины, свинины, курицы, утки, хека, сайры, трески, кукурузы, мандарина, лимона, апельсина, ячменной, рисовой, ржаной, гречневой и овсяной круп; 12 бытовым и шерсти животных: домашней и библиотечной пыли, перу подушки, волосу человека, перхоти лошади, морской свинки, собаки, кролика, кошки, овцы, D. pteronissinus и D. farinae; 24 пыльцевых: амброзии, полыни, лебеды, тимофеевки, ежи, овсянницы, березы, ольхи, лещины, подсолнечника, дуба, сорных трав, ржи, луговых трав, пырея, костра, циклохена, мятлика, ясеня, одуванчика, клена, полевицы, лисохвоста, конопля, райграсса) («Аллерген», Ставрополь). В качестве контрольных использовали результаты обследования 43 здоровых детей без атопических проявлений в анамнезе (группа 3). Статистическая обработка полученных результатов проводилась с помощью ЭВМ IBM 1A 486 с использованием программы Statgraph (USA). Графическое построение распределения частот встречаемости отдельных значений показателей проводили в режиме Statgraph Frequency Тabulation. Наложение графиков распределения частот встречаемости отдельных значений показателей, полученных в режиме Statgraph Frequency Тabulation, проводили с использованием программы MS EXCEL 1997.

Анализ индивидуальных иммунограмм детей с вазомоторным ринитом показал, что в 50% случаев имели место изменения иммунологических показателей (значительное повышение уровня общего IgE и аллергенспецифических IgE — антител, снижение уровня экспрессии CD8- и CD4- антигенов лимфоцитов), характерные, по мнению ведущих отечественных и зарубежных иммунологов, для реагинового механизма аллергической реактивности [Йегер Л., 1990, Пыцкий, 1999]. В связи с этим, результаты обследования подобных детей были включены нами в группу 1, которая в итоге составила 20 человек. Сравнение результатов иммунологического обследования детей 1 и 2 групп относительно группы здоровых лиц показало, что дети с аллергическим ринитом отличаются изменениями иммунологических показателей (снижением уровня экспрессии антигенов лимфоцитов CD8 и CD4 на 16.9% и 14.0% соответственно, повышением уровнем общего IgE в 22.2 раза), тогда как показатели системы иммунитета детей с вазомоторным ринитом находились в пределах нормальных значений (табл.1) Таблица 1. Биометрические характеристики показателей системы иммунитета детей с аллергическим и вазомоторным ринитом в сравнении с таковыми здоровых лиц

Добавить комментарий