Сывороточные маркеры рака молочной железы

Иначе их еще называют опухолевые маркеры или опухолеассоциированные антигены. Немногие области клинической диагностики вызывают такой же большой интерес, как тесты на опухолевые маркеры. Правда, первоначальная тенденция в отношении специфичности и чувствительности отдельных маркеров не вполне себя оправдала. Однако, рациональный подход к использованию этих тестов и взвешенность интерпретации результатов обеспечивают непрерывный рост их клинической значимости.

Опухолевые маркеры представляют собой макромолекулы, в основе которых белки с углеводным или липидным компонентом, наличие и концентрация которых в периферической крови или другой биологической жидкости коррелирует в определенной степени с наличием и ростом злокачественной опухоли в каждом конкретном случае. Они формируются внутри или на поверхности опухолевых клеток, или же происходит индукция их образования в других клетках. Идеальный маркер для диагностики должен обладать двумя характерными чертами:

секретироваться в кровь в достаточном для выявлении количестве только после злокачественной трансформации продуцирующей его клетки;
Обнаружение его должно делать заключение о локализации продуцирующей его опухоли.
Диагностическая значимость опухолевого маркера зависит от его чувствительности и специфичности. Специфичность опухолевого маркера представляет собой процентное выражение частоты истинно-отрицательных результатов теста в группе здоровых индивидуумом или пациентов с доброкачественными заболеваниями. Таким образом, чем ниже % ложноположительных результатов, тем выше специфичность теста.

Чувствительность опухолевого маркера – это процентное выражение истинно положительных результатов теста в группе онкологических больных. Чем выше % истинно положительных результатов у онкологических больных, тем выше чувствительность опухолевого маркера.

Пока не существует опухолевых маркеров, отвечающих определению идеальных, т.е. маркеров с почти 100% специфичностью и 100% чувствительностью. Из-за низкой диагностической чувствительности и специфичности, а также из-за ограниченности прогностических показателей, большинство циркулирующих опухолевых маркеров непригодны для скринингого обследования пациентов и лишь иногда применимы для первичной диагностики. То есть, как самостоятельный метод диагностики злокачественной опухоли онкомаркеры не используются. Исключение составляет PSA, использующийся для ранней диагностики рака предстательной железы. Все остальные опухолевые маркеры, в том числе и опухолевые маркеры рака молочной железы, применимы, в основном, для мониторинга течения заболевания и эффективности хирургического лечения и радио-химио-гормоно-терапии.

Именно динамика уровня опухолевого маркера представляется более информативной в данном случае, нежели единичное значение уровня, взятое само по себе. Определение динамики опухолевого маркера иногда позволяет к томуже проводить диффференциацию между доброкачественными и злокачественными заболеваниями по характеру повышения уровня опухолевого маркера, которое при доброкачественном заболевании имеет тенденцию быть переходящим или оставаться в нижних пределах диапазона патологических значений. Даже изменения концентрации опухолевых маркеров в пределах нормальных значений могут также иметь клиническое значение.

В ряде случаев (до 50%) серийное определение опухолевого маркера у пациентов после операции обеспечивает выявление рецидива на 1-6 месяцев раньше, чем прочие, в некоторых случаях инвазивные диагностические методы. Таким образом, тестирование уровней опухолевого маркера, следующее за хирургическим удалением опухоли, представляет собой важный неинвазивный метод мониторинга течения заболевания. Так, вторичный подъем уровня опухолевого маркера, последовавший за постоперативной нормализацией с большой вероятностью предполагает либо местный рецидив, либо отдаленные метастазы.

Устойчивое снижение уровня опухолевого маркера после химиотерапии свидетельствует об эффективности терапии, в то время как отсутствие изменений или рост значений дают основания думать о резистентности опухолевого роста к проводимой терапии, и, следовательно, о необходимости изменения терапевтического подхода. Следует отметить, однако, что в течение первых нескольких дней радиотерапии, химиотерапии или после значительных манипуляций, может наблюдаться переходящий подъем уровня опухолевого маркера, как результат деструкции опухоли.

Добавить комментарий